Светлая память

Жизнь человека часто сравнивают со свечой. Надежная, восковая с несильным, но прямым и ровным пламенем, изящная и тонкая, пылающая так ярко, что, кажется, не нужно и другого освещения – но и сгорающая за считанные минуты… Всех нас объединяет одно – пока мы живем, мы освещаем мир для окружающих людей. Мы становимся важными и незаменимыми для наших родных и близких, для супругов, детей, для наших лучших друзей.

Мы и сами обретаем множество связей, которые становятся для нас светом, поддерживающим в трудные минуты.

…Но вот прошли месяцы, годы, десятилетия. И неминуемо отгорают, уходят от нас те, кто делил с нами свои свет, и с кем мы делились своими силами и стойкостью. Но у человека есть ценнейший природный дар – его память. Именно память дает нам возможность сохранять самые ценные минуты нашей жизни, возвращаться к ним, переживать их снова и снова, заново испытывать всю ту гамму теплых и добрых чувств, которые подарил нам некогда ушедший от нас человек. Предаваясь воспоминаниям, мы можем испытывать светлую печаль, улыбаться некогда звучавшим шуткам или переосмысливать происходящее, снова и снова извлекая из него мудрость для будущих свершений.
Но какой бы прекрасной не были наши воспоминания, мы все равно стремимся остановить мгновение, запечатлеть уходящие мгновения – в фотографии, в музыке, в стихотворении. Память об ушедшем человеке в нашей культуре принято воплощать в надгробных памятниках.
С давних времен люди стремились обозначить место захоронения усопшего и тем самым сохранить память о нем не только на несколько десятилетий, но и на несколько веков. Изначально надгробием мог служить необработанный камень, чуть позже – грубо обработанные стелы. В средние века надгробие стало оформляться как малая архитектурная форма, как скульптурное произведение, которое становилось воплощением тех теплых чувств, которые родственники и друзья испытывали к покойному. На надгробие также часто наносилось изображение ушедшего человека, в виде рельефа или искусной статуи. Сегодня памятью служат надгробные памятники из гранита.

Самым распространенным оттенком этого горного минерала является серый, окраске могут присутствовать красный, голубовато-серый или голубовато-зеленый тона, а при наличии темноцветных элементов гранит приобретает черный оттенок. Надгробные памятники из гранита отличаются долговечностью, кроме того зеркальная поверхность камня не изменяется очень долго. Такой памятник необычайно стоек к морозам или влажному климату, прочен и практически не подвержен таким деформациям, которые может оказать давление или неаккуратное обращение. Первые микротрещины на камее имеют шанс появиться только через несколько сотен лет.

Надгробный памятник становится отражением того, каким мы запомнили покойного, кем он был для нас и как мы сохраним о нем память. В художественном оформлении не существует строгих правил, однако чаще всего указываются имя усопшего, даты его рождения и смерти, дополненные фотографическим изображением человека и эпитафией (краткое изречение в стихотворной или прозаической форме). Тщательно оформленное надгробие становится памятью, застывшей в камне. Но не стоит думать, что надгробные памятники дешево стоить не могут. Как ни странно, сегодня сегодня проводить человека в последний путь – недешёвое удовольствие. Ищите тех, кто не заломит недоступную цену за памятник. Такое вполне реально найти.