Советы по выбору фурнитуры для откатных ворот

Сдвижные конструкции имеют целый ряд преимуществ перед классическими распашными.

И если раньше они были едва ли не роскошью, то сейчас комплектующие для откатных ворот стали доступными: появились хорошие отечественные производители, что сбило непомерные цены и на ввозимую из-за рубежа продукцию. Впрочем, за громким именем и непременно импортным производством гоняться и не стоит: таможенные пошлины, цена доставки и доплата «за имя» – это не то, за что стоит платить. А вот как отличить качественные элементы от ширпотреба – разобраться необходимо обязательно.

фурнитура для откатных ворот

Для начала оцените будущую конструкцию. Непосредственно створка будет чуть больше ширины проема, чтобы заходить немного за опорные столбы, буквально по 10 см с каждой стороны. Дополнительно консольная конструкция требует наличие хвостовика в половину створки длиной (в самых крайних случаях – 1,4 длины при ограниченном откате). Сложив эти две величины (створка + хвостовик) получим длину необходимого направляющего профиля. И именно столько места с одной из сторон от проезда потребуется для открывания ворот.

А вот теперь можно определяться, какой комплект потребуется. Дело в том, что для крупных ворот выпускаются усиленные ролики с большой балкой 85*94 мм, а для небольших и легких – так называемая «малая» фурнитура с рельсом 60*70 мм. При этом стоит понимать, что даже неширокие кованные или деревянные ворота вполне попадают в категорию тяжелых или легкая створка при проеме более 5 м (конструкция от 7,5 м) также требует применения усиленного комплекта. Если взять малый, то нагрузка на ролики будет выше расчетной, а рельс может просто разогнуть или выкрутить.

В описании фурнитуры обычно указывается ее «выносливость». Однако не стоит путать вес с нагрузкой. Нагрузка предполагает добавку в виде снежных и ледяных довесков, компенсацию длины (створка – своеобразный рычаг, чем длиннее, тем выше нагрузка на ролики). Так что желательно, чтобы чистый вес не превышал половину указанного значения, в противном случае будет ускоренный износ элементов.

Минимальные требования для входящих в комплект составляющих:

  • Направляющая – профиль особой формы из конструкционной стали толщиной от 3,5 мм для малых и 5 мм для больших комплектов. Бывает черная и оцинкованная – по личному предпочтению, при этом черная дешевле, оцинкованная – лучше защищена от коррозии внутри. Качественная балка ровная по всей длине, с точным соблюдением геометрии сечения и параллельными полочками на одной высоте.

фурнитура для откатных ворот

  • Роликовые опоры – пара элементов с 8-ю роликами на каждом, своеобразная чуть подвижная «голова» на мощных стальных опорах. Важно, чтобы ролики были металлическими (полимеры в нашем климате долго не живут), в них стояли качественные подшипники с резинометаллическими пыльниками. Естественно, что в малых и больших комплектах применяют подшипники, рассчитанные на разные нагрузки. Лучше брать с 301 и 303 соответственно, так как они выдерживают почти в 1,5 раза больше, чем 201 и 203 более бюджетных наборов.
  • Верхняя пластина с роликами – металлическая пластина с 2-мя для малой или 4-мя для большой фурнитуры роликами. Применяется сталь не менее 3-4 мм толщиной, оцинкованная или анодированная. Продольные пазы позволяют отрегулировать положение роликов для качественной фиксации створки между ними. Сами ролики лучше брать резиновые, чтобы не раскрошились и створку не поцарапали
  • Концевой ролик – полимерный или стальной (для больших только металл) ролик с креплением для размещения в рельсе. Часто снабжается еще и стальной пластиной-заглушкой впереди, с резиновым демпфером или без него.

фурнитура для откатных ворот

  • Нижний уловитель – стальная скоба с нижней полочкой для удержания свободного края ворот, что позволяет разгрузить роликовые опоры. Применяют защищенный от коррозии металл толщиной не менее 3-4 мм.
  • Верхний уловитель – скоба поменьше для фиксации верхней части створки, также из стали 3-4 мм.
  • Заглушка – резиновая с гофрой чаще применяется со стороны хвостовика, а передний край чаще закрывают совмещенной с концевым роликом стальной пластиной.

Следует проверять, все ли входит в комплект или что-то придется докупать отдельно. Отказываться от каких-либо составляющих недопустимо. А вот дополнить регулировочными пластинами – желательно. Данные стальные элементы со шпильками и болтами позволяют регулировать положение самих кареток, что особенно важно в случае проседания фундамента со временем.

Не стоит забывать, что место для монтажа роликовых опор готовится заранее – надежно бетонируется стальной швеллер, длина которого должна соответствовать размерам хвостовика, а ширина – превышать опору роликов выбранного комплекта фурнитуры. В глубину фундамент следует делать ниже уровня промерзания. Именно на эту площадку будет опираться вся конструкция, так что надежность его выполнения также влияет на общий результат.