Развитие детской литературы от Российкой империи до СССР. Литературный анализ

Развитие детской литературы от Российкой империи до СССР. Литературный анализ

Сказки на ночь относятся к отдельному жанру устного народного творчества, который дошел и до наших дней, хоть и утратил свое первоначальное сакральное значение. По своей сути, эти истории отличаются от обычных представителей жанра. Они сами по себе гораздо меньше, и до сих пор не совсем понятно, какой цели служат.

Впрочем, на данный момент ученые предполагают, что все сказки на ночь http://vseskazki.su были своеобразным наставлением и подготовкой ребенка к его первым переходам в загробный мир – поскольку считалось, что сон является маленькой смертью. Кроме того, велика вероятность, что таким образом древние люди пытались понятно объяснить детям сакральное значение ночи и сна.

Тем не менее, сейчас подобные смыслы сказок на ночь давно сошли на нет, и теперь они представляют из себя обычные фантастические и фэнтезийные истории со счастливым концом, созданные для более хорошего сна ребенка. Очень часто они относятся категории сказок о животных, живущих, как люди, и решающих какие-то бытовые проблемы. При этом в сюжете присутствует волшебство, а также персонализация и одушевление неодушевленных предметов – как, например, времен года в «Поросенок-лежебока». Кроме того, нередко через истории передается какая-то общая мораль или урок, актуальный для общества и человека внутри него. Это сделано в воспитательных целях, чтобы через аналогии и образы ребенок распределил и обозначил свои ценности.

Но не только сказки на ночь сейчас служат такой цели. Воспитанию детей почти всю свою жизнь посвятил Лев Николаевич Толстой http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/lev-tolstoi.html, известный нам как автор не только знаменитой эпопеи, но и своими произведениями для детей. В них он не только передавал свои уроки, но и рассказывал об окружающем мире. Примером этого может послужить рассказ «Черепаха», где герой обнаруживает животное в траве. Он подробно рассказывает о нем, и после – отпускает существо. Таким образом он проводит сразу два урока – рассказывает о таком животном, как черепаха, которое деревенские дети с огромной вероятностью никогда не видели, а также дает наставление – животных надо отпускать и относиться к ним хорошо.

Однако также он писал и полноценные сказки, в которых через хрестоматийные образы также передавал определенные жизненные идеи. Чаще всего это мысли о силе любви – как, например, в «Русалке», или же размышления о жизни и того, как ее надо прожить – например, в «Двух братьях», где сталкиваются два полярных образа. Первый – искатель приключений, который прожил тяжелую, но насыщенную жизнь, и второй – домосед, который сидел дома в безопасности, но жизнь для которого прошла мимо. Что интересно, сказки Льва Толстого предлагают читателю самостоятельно выбрать свою позицию, и никак не навязывают свое мнение ребенку.

Кроме того, Лев Николаевич не стеснялся в своих произведениях для детей показывать власть и критиковать ее. Яркий пример – сказка про Ивана-дурака и его братьев. В ней он ярко выражает свою позицию, в которой он на стороне рабочего народа, а не власти. В конце даже Иван, ставший царем, начинает работать наравне со всеми – и именно такое равенство и любовь к труду Толстой пытался привить детям.

Гораздо проще построены рассказы Носова http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/n-nosov-rasskazi.html, которые тоже передавали идею и мысли, однако делали это не через сказки, а при помощи обычных бытовых ситуаций. Именно этим они и выделяются среди остальных произведений литературы подобного плана. Там, где другой писатель играет с детьми и передает им мысли через метафоры и образы, Носов же прямо передает житейские ситуации, каждая из которых может произойти с любым ребенком.

Иногда автор добавляет небольшой элемент загадки и мистики – например, в рассказе «Живая шляпа», которая, однако, быстро и с юмором объясняется. При этом юмор – основной прием, которым оперирует Носов в построении своих произведений. Он возводит его в гротеск и через смех дает уроки жизни. Например, в вышеупомянутом рассказе, Носов учит преодолевать свой страх через юмористическое решение мальчиков проблемы – движущейся шляпы.

Николай Носов точно знал, для кого и как он должен писать. Именно благодаря этому каждый из его рассказов очень добрый и приносит вместе с моралью позитивные эмоции. Даже неудачи героев поданы через призму смеха, и обязательно сменяются триумфом – когда ребенок усваивает данный автором урок. В качестве примера можно привести «Заплатку», где сначала главный герой высмеивается при помощи своих же штанов, но потом, когда работа переделана, гордо начинает гулять в них по улице. И зачастую таким образом он учит даже лучше, чем сказки – потому что обо всем говорит прямо. Именно благодаря такому подходу – писать интересно даже об обычных ситуациях – Носов и заслуживает пристального внимания со стороны родителей и детей.