Как создавалась лошадиная подкова

Согласно археологическим исследованиям, лошадь была приручена человеком позже других сельскохозяйственных животных — около 5600 лет назад. Вероятно, довольно долго лошадь использовалась только как ресурсное животное — для получения молока, мяса и шкур, однако позже коней стали использовать для верховой езды, переноски поклажи, как тягловое животное при сельскохозяйственных работах.

Это поставило людей в зависимость от лошади на долгие века. Переход от езды на лошадях к автомобилю массово начался всего лишь около века назад, а от рабочей лошади к трактору — ещё позже — в 30х-40х годах двадцатого века. Естественно, в таких условиях люди старались сохранить здоровье лошади, от которой зачастую зависело их выживание, как можно лучше.

Приручение лошади заставило диких животных, копыта которых в природных условиях ежедневно стирались о почву, войти на мостовые городов и утоптанные улочки сёл. Свободная лошадь преодолевает за день путь длиной в 15-20 км, у прирученной же это расстояние ограничено, а переносимый на себе вес — куда выше. Эти факторы привели к неправильной истираемости лошадиных копыт, а поскольку копыто лошади выполняет важную роль в кровеносной системе животного, к проблемам со здоровьем и быстрой смерти животных.

Защитить ноги лошади пытались еще до наступления нашей эры. В разных странах копыта обматывали лыком, заворачивали в циновки, приматывали к ним древесную кору или оборачивали кожей. Все эти материалы быстро истирались, зачастую принося с собой неудобство или заболевание для ноги животного. Первые металлические подковы были скорее «башмачками» для копыта и тоже приматывались к нему верёвками. Ковку же лошадей с подковами известной всем нам формы и прибиванием подковы к копыту гвоздями, первыми начали кельты. Уже к шестому-седьмому векам нашей эры лошадей ковали славяне и германцы. Однако в нашу страну искусство ковки пришло только с обученными по указу Петра I кузнецами в начале 18 века, но быстро распространилось повсеместно.

Сейчас, когда лошадей осталось гораздо меньше, да и используются они, в основном, в спорте и племенном разведении, подковы изготавливаются промышленным способом и размер их стандартизирован. Но при перековке лошади кузнец всё равно подгоняет подкову по ноге индивидуально, а лошади, как и прежде, совсем не против металлической «обуви».

Форма подковы стала настолько узнаваема повсеместно, что породило несколько новых слов (напр., «подковообразная»), массу пословиц и народных верований.

Источник.