Приюты бездомных людей фотографируются в богатых домах, чтобы продемонстрировать неравенство

Будь то роскошный или минималистский стиль, дома, которые фотографирует Яна София Нолле, все в нем демонстрирует богатство. Плюшевые коврики покрывают древесину твердых пород, книжные полки в твердой обложке выстроены в линию, а высокие окна достигают пола от потолка. Даже строгие комнаты с небольшим количеством скульптур и сидений означают выбор, а не необходимость, и демонстрируют способность обставить комнату только значительными предметами. Однако внутри этих резиденций Нолле реконструирует контрастирующее жилище, чтобы подчеркнуть растущее неравенство. В своей серии «Гостиные», кульминацией которой стала книга, опубликованная издательством Kerber Verlag, художница помещает убежища бездомных в жилищах состоятельных людей в Сан-Франциско. Одноэтажные конструкции часто состоят из непромокаемого брезента, картонных коробок, тележек для покупок и других мелких предметов.

Нолле начала эмоциональную серию как способ повысить осведомленность о неравенстве доходов путем явного сравнения различий в жилых помещениях, богатстве и безопасности. «Искусство, к сожалению, не может решить проблемы или изменить общество: хотя бы одно произведение само по себе не может. Оно не предлагает решений, но может показать проблему людям», – говорит она. Хотя представленные здесь фотографии были сняты на протяжении 2017 и 2018 годов, неравенство доходов только усилилось. В недавних отчетах говорится, что, хотя самые богатые американцы добились значительных успехов в течение последних нескольких месяцев, люди с более низкими доходами не вернулись даже к докризисному уровню. Согласно данным Федеральной резервной системы, собранным до конца марта, самый богатый 1% американцев владеет 31% богатства.

Проект Нолле также основан на эмпатии и служит напоминанием о нашей общей человечности. «Работая над Жилыми Комнатами, я заметила, что люди, не живущие в домах, говорят, что они чувствуют себя невидимыми для жителей города, у которых есть дома», – пишет она. «Для большинства американцев бездомные едва заметны, что-то в большинстве городских районов находится на грани нашего видения». Ее работа в Сан-Франциско была одновременно тяжелой и приятной, и она вдохновила ее присоединиться к Коалиции бездомных. Она связалась примерно с 15 людьми, которых позже выселили из города власти. «Это была одна из самых сложных частей проекта. Это о людях. Это о жизни людей».

До пандемии Нолле планировала повторить проект в Париже и Берлине. Но работа в Париже была прервано приходом пандемии, в результате чего она отправилась в Берлин, где начала налаживать отношения с бездомными людьми и людьми, живущими в домах (речь о тех, кто вообще живет без крова, и тех, кто живет в приютах. «В то время как люди, живущие в приюте, могут «пойти домой», закрыть свои двери и сделать все возможное, чтобы защитить себя, я встретила много людей, живущих без жилья, которые рассказали, как их сети и структуры поддержки резко изменились из-за пандемии», – пишет она. Люди, страдающие бездомностью, все больше беспокоятся о том, что могут заразиться вирусом, и больше борются, потому что сообщают, что получают меньше денежных пожертвований.

Нолле также рассказывает Колоссалу, что заметила различия в материалах, которые люди во всем мире используют для строительства своих домов. В то время как конструкции в Сан-Франциско обычно закрыты, в Берлине они, как правило, открыты сверху и используют больше матрасов в качестве оснований. Она связывает эти различия как с погодными условиями, так и с меняющимися правилами и ландшафтами городов. Что касается фотографирования больших роскошных домов, Нолле говорит, что из-за пандемии, отсутствия связей и других причин ей было труднее находить в Германии богатых людей, готовых открыть для нее свои гостиные. «Иногда мне кажется, что в их основе лежат деньги и богатство, но им, кажется, трудно это признать. Иногда кажется, что богатство/привилегия также связаны с чувством стыда», – говорит она.

Следите за работами Нолле в Instagram.