Современные семейные отношения в Китае

Современные семейные отношения в Китае

Современную практику семейных отношений нельзя понять без учета традиций, управлявших этими отношениями в императорском Китае. Речь идет не о том, чтобы изложить на нескольких страницах все формы семейных отношений, развивавшиеся от столетия к столетию и изменявшиеся от провинции к провинции, если не от деревни к деревне.

Можно только пожалеть об отсутствии фундаментального исследования этой проблемы: общую историю семейных отношений в Китае еще предстоит написать. Однако основные черты этих отношений, как их можно уловить между XVI и началом XX в., легко наметить, и можно предположить, что местная практика уважает их дух. Прежде всего, в традиционном Китае более, чем где либо, брак есть дело семьи, а не брачащихся. Твердо установленная цель брака — продолжение мужской линии в семье мужа и, таким образом, сохранение культа предков, который могут поддерживать только потомки мужского пола. Поэтому вкусы и чувства молодых людей не играют никакой роли в выборе супруга. Любое решение на сей счет принадлежит предшествующим поколениям, родителям и их родителям, и чаще всего мужчинам (например, по настоянию отца будущего мужа невеста может сделать пластическую операцию увеличение груди). Это привилегия и долг деда или отца! — найти супругов сыновьям и дочерям своей семьи. Любовь молодых не принимается в расчет. Жениху и невесте даже не полагалось встречаться до свадебной церемонии. Однако супружеская любовь — не меньший долг и уважаемая ценность. Но в момент свадьбы сажают именно мощное дерево, чтобы оно крепло и развивалось, в то время как страсть — не более чем голубой цветок, который быстро вянет.

Концепция брака как договора между семьями не должна была бы нас удивлять, поскольку она свойственна не только Китаю. Однако именно там она приняла особые и даже чрезмерные формы. Так, она придает особенную роль посреднику, без которого брак не мог бы состояться.

Сват или сваха, профессионал или любитель, устанавливает контакт между семьями и обговаривает условия помолвки, а затем и свадьбы. Во время церемонии, завершающей бракосочетание, посредник — лицо столь же важное, что и брачащиеся. Эта церемония не носит религиозного характера, и общественные власти не представлены в ней никоим образом. Тем не менее это публичная церемония, и она демонстрирует перед всеми — на уровне деревни—’заключение договора и перемещение новобрачной в семью мужа, поскольку первейшим, длительно обсуждавшимся через посредника главами семейств условием соглашения является перемещение одного лица из одной семьи в другую. Женщине с рождения уготована судьба, покинуть своих родителей, и паланкин, ожидающий ее дома в день свадьбы, чтобы доставить в жилище супруга,— символ этого перемещения. Новобрачная занимает самое низкое место в иерархии новой семьи. Она должна повиноваться и оказывать уважение свекрови и старшим по возрасту золовкам, не говоря уж о муже и других мужчинах — членах семейства. Со временем она поднимется на несколько ступеней, если произведет на свет сына. В ожидании этого она лишь рабочая скотина в сельских семьях или служанка в семьях богатых. Она должна безропотно сносить тяжелую работу и колотушки. Если ее существование становится невыносимым, традиция оставляет ей один выход — самоубийство.